c68e594c
Политика
Платье из Англии в подарок для красавицы!
Проект / Авторы / Фотогалереи / Добро / Энциклопедия о Курска / Про Курск / Партии

Если эксперимент удался, что-то здесь не так. Первый закон Финэйгла
Поиск по сайту:








  


Волгоград

Волгоград располагается на юго-востоке Поволжья Курска, в нижнем течении Волги, в 1 073 километрах к юго-востоку от Москвы. Волгоград – административный центр Волгоградской области, железнодорожный узел, крупный речной порт. Численность населения: 1 017 000 человек (2010). Волгоград находится в одном часовом поясе с Москвой.

Волгоград занимает территорию площадью 856 км², основная часть которой лежит на правом берегу Волги. Регион характеризуется умеренно-континентальным климатом с холодной зимой, жарким и долгим летом. Среднегодовая температура: +7,6ºC; средняя температура января: –11ºС; средняя июльская температура: +23ºС. В летние месяцы температура воздуха может подниматься до +41ºС. Годовая норма осадков: 403 мм. Город протянулся вдоль реки на расстояние около шестидесяти километров. Прилегающие к Волге районы расположены в низменности с равнинным рельефом, на расстоянии нескольких километров от реки находятся пологие холмы. В городской черте лежат малонаселенный остров Сарпинский и несколько мелких необитаемых островов. В южной части города берет начало Волго-Донской судоходный канал имени Ленина. В черте города его пересекают два моста – автомобильный и железнодорожный. Переход, проходящий по плотине Волжской ГЭС, соединяет Волгоград с городом-спутником Волжский. В 2009 году завершена первая очередь Волгоградского моста – автомобильного моста через Волгу.


Первые поселения на сегодняшней территории Волгограда существовали задолго до образования русского государства. Официальной датой основания города считается 2 июля 1589 года. К этому времени относится самое раннее упоминание "острога на переволоке", стоявшего на одном из островов у левого берега Волги. Первоначально поселение представляло собой деревянную крепость, охранявшую переправу через Итиль (Волгу) от кочевников и разбойничьих шаек, и носило название Царицын. Крепость располагалась на пересечении торговых путей. В 1606-м ей завладели волжские казаки, намеревавшиеся выступить в поход на Москву, но смерть Лжедмитрия I расстроила их планы. В 1607-м здесь вспыхнуло восстание против царских войск, которое было подавлено через полгода. В 1608-м был возведен первый каменный храм – церковь Иоанна Предтечи.

Вскоре Царицын был уничтожен пожаром, а в 1615-м заново отстроен на правом берегу реки. В 1667 году царицынский гарнизон принял сторону Разина. Отряды Степана Разина вошли в Царицын в 1670-м. Через месяц они оставили крепость. В 1691 году была создана царицынская таможня. Первая попытка проложить Волго-Донской канал была предпринята в годы царствования Петра I. Проект, предусматривавший соединение притоков Волги и Дона, стартовал в 1697 году, но два года спустя его финансирование было приостановлено. Причиной свертывания проекта стала Северная война со Швецией.

В 1708 году Царицын вошел в состав Казанской губернии, в 1719-м был присоединен к Астраханской губернии. В 1727 году сильный пожар вновь сравнял Царицын с землей. Заново отстроенное поселение заняло центральное место в оборонительной линии, протянувшейся в междуречье Волги и Дона. Отряды Емельяна Пугачева, дважды осаждавшие Царицын в 1774 году, ни разу не добились успеха. В 1779-м (согласно другим источникам, в 1780-м) Царицын стал уездным городом Саратовского наместничества, впоследствии – Саратовской губернии. Развитие промышленного производства началось в первой половине XIX века. В это время шло развитие транспорта и связи. Царицын располагался на пересечении пяти почтовых дорог. В 1862-м линия Волго-Донской железной дороги соединила его с городом Калач-на-Дону. В середине века в городе насчитывалось 848 домов, шесть церквей и 49 лавок.

В 1879-м было установлено железнодорожное сообщение с Москвой, в 1897-м – с Северным Кавказом, в 1900-м – с Донбассом. Развивалась система речных перевозок. В Царицыне располагались агентства пароходных компаний. Промышленный рост ускорился в конце XIX – начале ХХ веков. В это время в городе строились нефтехранилища, деревообрабатывающие производства и судостроительные заводы. В начале ХХ века в Царицыне работало более 230 фабрик и заводов, развивался кредитно-финансовый сектор. Совершенствовалась городская инфраструктура. Строились магазины, гостиницы, шла телефонизация. В 1913-м на городских улицах появились первые трамваи, для освещения улиц стало использоваться электричество. По железной дороге и по реке шел поток транзитных грузов в Центральную Россию на Дон и в Предкавказье.

В годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) на улицах Царицына неоднократно разворачивались кровопролитные бои. В 1920 году Царицын получил статус административного центра новообразованной Царицынской губернии. В 1925-м город был переименован в Сталинград. В 1932-м он стал центром Нижневолжского края. Два года спустя Нижневолжский край был разделен на Саратовский и Сталинградский, административным центром которого стал Сталинград. Город постепенно расширял свои границы.

Многократно ускорились темпы промышленного роста. В годы первых пятилеток было построено и реконструировано более пятидесяти промышленных объектов. Среди них первый в стране тракторный завод, пущенный в эксплуатацию в 1930-м, СлаГРЭС, судоверфь. В 1931 году в городскую черту был включен Красноармейск. В 1936-м Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую область. Перед началом войны в Сталинграде работали 126 промышленных предприятий.

Города Курска. Волгоград. ФОТО

В период с 17 июня 1942 года по 2 февраля 1943-го в Сталинграде и его пригородах разворачивалось одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны, вошедшее в историю под названием Сталинградская битва. Германские войска частично оккупировали город в ноябре 1942-го. Сталинград был полностью освобожден в феврале 1943-го. Советские войска взяли в плен более 91 000 солдат и офицеров вермахта, захватили огромное количество оружия и боевой техники. Потери германской армии составили 1,5 миллиона человек убитыми, потери советских войск – 1,143 миллиона человек. Сталинградская битва считается одним из поворотных моментов в истории Второй мировой войны.

В послевоенные десятилетия частично разрушенный Сталинград был отстроен заново. Одновременно шел процесс восстановления промышленности. В 1940-х и 1950-х в Сталинграде был введен в эксплуатацию ряд крупных промышленных объектов, среди них гидролизный завод, нефтеперерабатывающий завод, алюминиевый завод. Тракторный завод вышел на проектную мощность и наладил выпуск дизельных тракторов. В мае 1952-го завершилась прокладка Волго-Донского канала, год спустя началась газификация Сталинграда. В 1958-м была сдана в эксплуатацию Сталинградская ГЭС. В городе открылись драмтеатр, планетарий, телецентр. В 1961-м город получил свое сегодняшнее название. Промышленный рост продолжался на протяжении следующих трех десятилетий. Одновременно шло дальнейшее совершенствование городской инфраструктуры. Было налажено автобусное и троллейбусное сообщение, построен новый железнодорожный вокзал. Миллионный житель родился в Волгограде в 1989 году. В 2004-м численность населения опустилась ниже миллиона. Для того чтобы вернуть Волгоград в категорию городов, насчитывающих не менее миллиона жителей, было принято решение о включении в городскую черту некоторых прилегающих населенных пунктов.

Промышленность по-прежнему играет ключевую роль в экономике Волгограда. Городские промышленные предприятия обеспечивают работой более трети экономически активного населения. К числу наиболее развитых отраслей относятся электро- и теплоэнергетика, металлургия, химическая промышленность, строительство, машиностроение, деревообрабатывающая промышленность, пищевая промышленность. Ведущие предприятия: ОАО "Волгоградэнерго", ОАО "Волгоградоблэнерго", ООО "Нижневолжскэнергосбыт", ОАО "Южная генерирующая компания – ТГК-8", "Лукойл-Волгограднефтепереработка", ЗАО "Металлургический завод "Красный Октябрь"", ОАО "СУАЛ" филиал "Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании", ООО "Волгоградский завод труб малого диаметра", Волгоградский завод ОАО "Северсталь-метиз", ОАО "Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей", ОАО "Каустик", ОАО "Пласткард", ООО "Волгоградский завод технического углерода", "Тракторная компания "ВгТЗ"", ООО "Волгоградская машиностроительная компания ВгТЗ", ОАО "Волгограднефтемаш" и так далее. Интенсивно развиваются кредитно-финансовый сектор и сфера розничной торговли. В Волгограде представлены общенациональные и региональные розничные сети.

В число городских научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций входят Волгоградский центр научной и технической информации, Волгоградский научный центр РАМН – НИИ клинической и экспериментальной ревматологии, Всероссийский институт орошаемого земледелия Россельхозакадемии, Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации и так далее. Ведущие городские ВУЗы: Волгоградский государственный технический университет, Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный педагогический университет, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, Волгоградский муниципальный институт искусств им. П. А. Серебрякова.

Федеральная трасса М-6 "Каспий" связывает Волгоград с Москвой, Тамбовом и Астраханью. В Волгограде берет начало федеральная трасса М21, ведущая на границу с Украиной. Федеральная автодорога Р228 ведет в Саратов и Сызрань. Железные дороги Волгограда относятся к Волгоградскому отделению Приволжской железной дороги и обеспечивают пассажирское сообщение на пяти направлениях. Со станции "Волгоград I", центрального городского железнодорожного вокзала, отправляются пассажирские поезда на Краснодар, Ростов-на-Дону, Москву, Саратов и Астрахань. Со станции "Волгоград II" отправляются, в основном, поезда пригородного сообщения. Из международного аэропорта "Волгоград", расположенного к северо-западу от города, воздушные суда выполняют регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сургут, Сочи и так далее, а также чартерные рейсы на курорты Турции, Египта и Греции. Для внутригородских пассажирских перевозок используются автобусы, трамваи, троллейбусы и скоростные метротрамваи.

В Волгограде выходит около пятидесяти городских и областных печатных изданий, ведут вещание три местных телеканала. Услуги сотовой связи предоставляют четыре оператора. В Волгограде расположены несколько десятков крупных спортивных объектов. Среди них четыре спорткомплекса, дворец спорта, центр водных видов спорта.


К числу городских достопримечательностей относятся Мамаев Курган, панорама "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом", "Дом Павлова", Аллея Героев, площадь Павших борцов, здания Царицына постройки XIX века, Государственный музей-заповедник "Сталинградская битва", Волгоградский областной краеведческий музей, Мемориально-исторический музей, музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова, Государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник "Старая Сарепта", Государственный Донской казачий театр, Волгоградский муниципальный музыкальный театр, Волгоградский новый экспериментальный театр, Волгоградский театр "Царицынская опера", Волгоградский областной театр кукол.

Город Волгоград на интернет-ресурсах:


Другие статьи наших энциклопедий по этой теме:














































































































































Журнал Fashion Collection награжден телеканалом World Fashion Channel

Такой разный Санкт-Петербург, часть 2. ФОТО

Российские курорты: город Сочи, часть 2. ФОТО

Парад невест в Коломне

Абакан

Альметьевск

Арзамас

Архангельск



     RSS-подписка на новости 2024