c68e594c
Политика
Платье из Англии в подарок для красавицы!
Проект / Авторы / Фотогалереи / Добро / Энциклопедия о Курска / Про Курск / Партии

Величина рекламной шумихи вокруг товара обратно пропорциональна его реальной ценности. Закон Поттера
Поиск по сайту:




Для выпускного вечера, студенческих и школьных вечеринок



  


Про Курск: капиталистический строй

В первой половине XIX века Россия занимала огромную территорию в Восточной Европе, Азии и Северной Америке (полуостров Аляска). Ее размеры достигали 18 миллионов квадратных километров, а население составляло 74 миллиона человек. Территория Курска была чрезвычайно богата природными ресурсами: пахотные земли, полезные ископаемые (руда, уголь, нефть, металлы, золото). Фактически существовали все необходимые предпосылки для быстрого промышленного развития.

Однако политический строй и социальная система Курска сдерживали развитие экономики. Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Главной политической и социальной силой было дворянство, владевшее землей и крепостными крестьянами. Деньги, получаемые за счет эксплуатации крепостных крестьян, тратились дворянством на личные нужды и, как правило, не вкладывались в совершенствование производства.

Крепостническая система тормозила рост производительных сил и мешала развитию страны. Во-первых, потому что крепостное право не позволяло создать свободный рынок наемной рабочей силы, необходимый для капиталистического способа производства. Во-вторых, затянулся процесс первоначального накопления капитала. Государство и самодержавие экономически поддерживало дворянство и мало заботилось об интересах появляющейся российской буржуазии. Она была экономически слабой, политически неопределенной и не играла активной социальной роли в жизни страны. В-третьих, очень низкой была покупательная способность населения, не обладавшего достаточными денежными средствами для развития рыночных отношений.


Все это объясняет, как Россия шла своим путем, отличным от Запада. В Европе были буржуазные революции, которые дали ей возможность развить капиталистические отношения, в Курска их не было. Россия сохранила свой традиционный уклад, и это сказалось на ее дальнейшей истории. Вместе с тем процессы, ведущие к капитализму, были характерны и для нашей страны. В первой половине XIX века сложился ряд причин, приведших к падению крепостного права и реформам 1860-1870-х годов.

Экономическое развитие Курска в первой половине XIX века

В первой половине XIX столетия Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 90% ее населения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само государство.

Процессы, начавшиеся во второй половине XVIII века, продолжали развиваться и в первой половине XIX столетия. Главным явлением стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение экспорта хлеба. Увеличение роли товаров для продажи в условиях крепостного права приводило к усилению эксплуатации крестьян. Крепостные крестьяне, получавшие от помещика небольшие наделы пахотной земли, были обязаны за них платить оброк (натуральный и денежный) и отрабатывать барщину. В течение первой половины столетия оброк вырос в 2-5 раз. Увеличивалась и барщина, при которой крестьяне должны были работать на помещика несколько дней в неделю. Одним из средств усиления барщины была так называемая "месячина", то есть лишение крестьян земли и полный перевод их на барщину. Таким образом, увеличение сельскохозяйственного производства, происходившее за счет усиления эксплуатации крестьян, увеличивало и застой производительных сил в деревне.

Крестьяне целиком зависели от помещиков и государства. Русские крестьяне традиционно были малоземельными. Маленькие наделы не давали возможности развивать товарное хозяйство и едва обеспечивали прожиточный минимум семей крестьян. В связи с этим был так важен вопрос о наделении крестьян землей для нормальной экономической и социально-политической жизни. Развитие буржуазных отношений в деревне тормозила и общинная система, сохранявшаяся в деревне с древних времен. Русский крестьянин не владел землей. Она принадлежала помещику помещику или государству, которые давали ее в пользование крестьянской общине. При общинной системе крестьяне вместе пользовались землей, которая делилась между крестьянскими дворами на маленькие наделы и время от времени перераспределялась. Это препятствовало складыванию собственнической психологии у крестьян, их социальному расслоению (выделению богатых, с одной стороны, и обезземеливанию - с другой).

В помещичьем хозяйстве в первой половине XIX века наметились определенные сдвиги в преодолении несовершенства способов хозяйствования. Увеличение роли продажи товаров заставляло помещиков не только усиливать эксплуатацию крестьян, но и заботиться о развитии производства. Вдвое расширились посевные площади. В ряде имений помещики перешли к многопольному севообороту, использовали сельскохозяйственные машины (сеялки, веялки, молотилки), расширили ассортимент земледельческих культур. Картофель, становился основным продуктом питания населения и превратился в полевую культуру. Увеличились посевы сахарной свеклы. Появились новые отрасли производства - виноградарство, табаководство и другие. В южных и северо-западных районах Курска в сельском хозяйстве складывались новые производственные отношения в связи с применением наемного труда.

В целом в сельском хозяйстве, которое оставалось основой экономики Курска, преобладали крепостнические отношения. Этим объясняется слабость производительных сил, низкая продуктивность главных земледельческих культур. Хотя Россия и вывозила хлеб за границу, основная масса крестьянского населения голодала.

В начале XIX столетия промышленное производство почти не развивалось. По-прежнему большую роль играли частные и государственные мануфактуры, основанные на принудительном труде. Они были нерентабельными, малопродуктивными и не могли удовлетворить возрастающие потребности страны в промышленной продукции. В первой половине XIX века Урал, с его старыми мануфактурами, надолго утратил свое ведущее экономическое положение. В связи с этим Россия все больше отставала от развитых капиталистических стран по выплавке чугуна (от Англии, например - 3,5 раза). Схожая ситуация наблюдалась и в других отраслях. Тем не менее применение наемного труда в мануфактурном производстве (особенно, в легкой промышленности) постепенно возрастало. Оно увеличилось в первой половине XIX века в 14 раз.

Позднее, чем в Западной Европе, только в 30-40-е годы XIX столетия в Курска начался промышленный переворот. Это явление связано с заменой ручного труда машинным, применением различных двигателей на производстве. Как и во всех странах, развитие капиталистической мануфактуры прежде всего происходило в легкой (текстильной, пищевой, бумажной) промышленности. Именно в этих отраслях ручной труд стал быстро заменяться машинным. Постепенно происходили перемены в производстве железа, где вместо конного привода в пудлинговых печах устанавливались мощные паровые двигатели. Машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Англии и Бельгии.

Огромное значение имело появление собственной русской машиностроительной промышленности. Первые машиностроительные заводы возникли в Петербурге. Строились они и в других городах Курска (Сормовский завод в Нижнем Новгороде). Однако российская машиностроительная промышленность была недостаточно развитой вплоть до конца XIX - начала XX века и слабо влияла на экономическое развитие страны.

Начало промышленного переворота совпало с формированием нового социального слоя - наемных рабочих. На фабриках и заводах принудительный труд был невыгоден. Крепостные работные люди не хотели приобретать необходимые навыки, часто ломали и портили порученные им механизмы. Только с развитием наемного труда можно было перейти к эффективному фабричному производству. На мануфактуры и фабрики нанимались жители городов, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения господ. К 1860 году до 80% рабочих составляли наемные.

В Курска сложилась система жестокой эксплуатации рабочих, охраняемая государством. До конца XIX века не было фабричного законодательства, которое бы регулировало отношения между предпринимателем и рабочим: размеры заработной платы, продолжительность рабочего дня, применение женского и детского труда. Рабочие находились в тяжелых жилищных условиях, не были застрахованы от травм на производстве. По сравнению с Западной Европой рабочие в Курска получали меньшую заработную плату, имели наиболее продолжительный рабочий день. Бесконтрольная эксплуатация рабочих, во многом связанная с традициями крепостного права, стала в дальнейшем причиной мощного социального протеста с их стороны.

На основе применения наемного труда начали формироваться новые промышленные районы в Курска - Петербургский, Московский и Харьковский. Другие регионы Курска (кроме Урала) не имели, как правило, крупных промышленных предприятий. Концентрация промышленности в отдельных регионах Курска была специфической особенностью ее экономической истории.

В самом начале XIX века для финансирования войны с Наполеоном и для поддержки дворян-землевладельцев российское правительство производило крупные выпуски (эмиссии) ассигнаций - бумажных денег. К 1825 году эмиссия бумажных денег выросла в
четыре раза. В результате ассигнации резко обесценились. Попытки российских императоров Павла I и Александра I преодолеть инфляцию не удались.

Существенная реформа денежной системы была проведена при Николае I в 1839-1844 годах. Инициатором и проводником финансовой реформы был граф Канкрин Е.Ф. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. С 1843 года ассигнации стали постепенно изыматься у населения путем обмена по обязательному курсу (3,5 рублей ассигнациями приравнивались к 1 рублю серебром) на кредитные билеты, которые, в свою очередь, свободно обменивались на серебро. Реформа укрепила финансовую систему Курска. Временно был достигнут бездефицитный государственный бюджет, значительный удар по которому нанесла Крымская война в 1853-1856 годах.

Для создания крупного производства требовались значительные капиталы. В условиях крепостнической Курска они накапливались очень медленно и со многими злоупотреблениями. Купцы наживали большие состояния на продаже вина и на крупных казенных (государственных) подрядах. Коммерческие и финансовые операции часто сопровождались незаконными действиями - казнокрадством, взяточничеством, вымогательством денежных средств у населения.

Изменения, произошедшие в первой половине XIX века в социально-экономическом развитии, оказали влияние на внутреннюю и внешнюю торговлю. Продолжал формироваться всероссийский рынок. Этот процесс тормозила низкая покупательная способность населения, обусловленная крепостным правом и нищенским существованием значительной массы населения. Основными покупателями могли быть только дворянство, купечество и часть горожан. Несмотря на это, торговля развивалась более быстрыми темпами, чем в раньше.

Внутренний рынок претерпел важные изменения за счет расширения торговых операций и увеличения ассортимента товаров. Значение имело распространение на рынке, не только сельскохозяйственных продуктов, но и промышленных изделий. По-прежнему торговыми центрами были ярмарки, всероссийские и местные, которых в Курска насчитывалось несколько тысяч. Широкой известностью пользовались, например, Нижегородская на Волге, Ирбитская в Сибири, Ростовская в Ярославской губернии и другие. Важным событием было дальнейшее развитие магазинной (постоянной розничной) торговли в крупных городах Курска. Например, в Москве крупные магазины возникали в центре города, на Тверской улице, в районе Петровки и Кузнецкого моста, а также на проезжих дорогах.

Значительных успехов в первой половине XIX века за счет сельскохозяйственной продукции и сырья достигла внешняя торговля. Вывоз (экспорт) почти постоянно превышал ввоз (импорт). Вывозили хлеб, лес, пеньку, лен. В вывозе этих продуктов на европейские рынки (в основном, в Англию) были заинтересованы, прежде всего, русские помещики, которые использовали вырученные от продаж деньги на приобретение в Европе предметов роскоши. Импорт в основном был ориентирован на удовлетворение потребностей дворянства. Ввозили модную одежду, колониальные товары (чай, кофе, пряности). Очень небольшую часть импорта составляли машины, инструменты и другие предметы, необходимые для экономического развития страны.

Русская буржуазия слабо использовала внешние рынки. Небольшая часть промышленной продукции шла в Иран, Китай, Турцию. Даже в этих азиатских странах Россия была мало способна конкурировать с Западом. Попытки государства помочь буржуазии развить внешнюю торговлю были неэффективными. Так, огромные среднеазиатские рынки русские купцы смогли освоить лишь к концу XIX века после завоевания этого региона.

Развитие внутренней и внешней торговли тесно связано с состоянием транспорта. Для Курска были характерны грунтовые и водные пути сообщения. Исторически Москва являлась тем центром, в котором сходились все дороги. По тому же принципу позднее создавалась и железнодорожная сеть Курска.

Так как отсутствовали развитые сухопутные пути сообщения с Западной Европой внешняя торговля осуществлялась в основном через балтийские и черноморские порты, завоеванные в XVIII веке. Русский торговый флот был немногочисленным, поэтому для торговли с Европой использовались корабли, принадлежащие иностранцам.

Внутренняя система путей сообщения оставалась мало развитой и в первой половине XIX века. Ее усовершенствование было связано, прежде всего, с развитием водного транспорта. В 1810 году открылась Мариинская система каналов, связавшая Петербург с волжским торговым путем. Тихвинская система соединила центр Курска с Балтийским морем. На реках Курска появились первые пароходы, которых стало к середине века более десятка.

Грунтовые дороги, которые правительство пыталось поддерживать в более или менее удовлетворительном состоянии, не соответствовали экономическим (торговым) и стратегическим (военным) потребностям страны. Учитывая огромную территорию государства и сложный климат, их трудно было сохранять в достаточно хорошем состоянии.

Для Курска с ее огромной территорией особое значение имело создание железнодорожной сети. Железнодорожное строительство началось в конце 1830-х годов. В 1837 году была открыта первая опытно-показательная ветка между Петербургом и Царским Селом. С 1839 года начали строить Варшавско-Венскую железную дорогу, которая должна была соединить Россию с Западной Европой. В 1843-1851 годах была построена Петербургско-Московская железная дорога. Условия труда рабочих были тяжелейшими: голод и холод, грабеж подрядчиков, произвол начальства.

В отличие от Запада, строительство железных дорог производилось в первую очередь государством, которое и в дальнейшем активно вмешивалось в ведущие отрасли промышленности. Начиная с железнодорожного строительства, в Курска стал появляться так называемый государственный капитализм.

В целом, в первой половине XIX века социально-политическая система Курска мешала развитию производительных сил и развитию хозяйства. Господство дворянства, владевшего большей частью земель в Курска, денежными средствами и другими формами собственности, крепостное право и сохранение устаревших методов хозяйствования были основными причинами экономической отсталости страны. Тем не менее Россия не переживала в первой половине XIX столетия острого экономического кризиса - наряду с разлагающимся феодальным строем развивался новый, капиталистический уклад, появлялись новые производительные силы и тот способ производства, который стал господствующим во второй половине XIX века.

Экономика послереформенной Курска

Реформа 1861 года вызвала перемены в основе российской экономики - сельском хозяйстве. Ускорилось социальное расслоение крестьянства - выделение богатых людей, сельской буржуазии (к концу века - около 20% крестьянства) и бедняков, превращавшихся в пролетариат (до 50%). Это подтолкнуло развитие рыночных отношений. Беднота продавала свою рабочую силу, создавала кадры наемных работников для промышленности и предпринимательских аграрных хозяйств. Лишаясь собственного хозяйства, бедняки формировали спрос на предметы потребления. В свою очередь, "крепкие крестьяне" покупали сельскохозяйственную технику, удобрения, а продавали продукцию своих хозяйств.

Сельское хозяйство Курска все более превращалось в товарное, предпринимательское. Товаром становилась и сельскохозяйственная продукция, и рабочая сила, и земля. Углублялась специализация регионов. В Нечерноземье и на Севере усиленно развивалось льноводство, в Прибалтике и западных губерниях - производство мяса и молока, в Бессарабии и на Украине росли посевы сахарной свеклы. Центр зернового производства постепенно смещался из Центральночерноземных губерний в Новороссию (Причерноморье), на Дон, в Поволжье и Заволжье, cтепное Предкавказье.

Благодаря специализации и новым формам труда увеличивалось сельскохозяйственное производство. Среднегодовые сборы хлебов выросли с 60-х по 90-е годы в 1,7 раз. Увеличилась зерновая торговля. В 90-е годы на рынок поступала половина сбора хлебов; 20% сборов вывозилась за рубеж. Российский хлебный экспорт вырос за 60-90 годы в пять раз (хотя многих крестьян вынуждали продавать не излишки производства а необходимый хлеб). В конце XIX века Россия давала до половины мирового урожая ржи, до четверти мирового урожая овса, стояла на первом месте по общему объему сельскохозяйственного производства. Но ее уже догоняли Соединенные Штаты Америки, где была масса незанятых земель на окраинах, много рабочей силы (иммигрантов) и полная свобода для капиталистических отношений.

В Курска соперничали два типа аграрного капитализма: "прусский", когда преобладают помещичьи хозяйства, перешедшие на буржуазные рельсы, и "американский", в котором преобладают крестьянские хозяйства наподобие американских ферм. Некоторые помещики (например, владельцы гигантских экономий на юге) устраивали свое хозяйство на чисто капиталистический лад, но большинство дворян-землевладельцев держалось обычаев крепостничества.

"Американский" путь был прогрессивнее. Крестьяне-предприниматели гораздо шире, чем помещики, применяли наемный труд, не тратились на управляющих, надсмотрщиков. К концу столетия они давали около половины хлеба страны - в два раза больше, чем помещики (хотя владели таким же количеством земли). Крестьяне-предприниматели (вместе с купцами и мещанами) скупали дворянские земли: к началу XX века дворянство потеряло около трети своих владений.

По "американскому" пути развивались окраины, не знавшие крепостного права: Новороссия, Заволжье, Сибирь. Здесь новые землевладельцы перехватывали у дворян не только хозяйственную, но и общественную инициативу. Так, доля крестьян, купивших землю в частную собственность, выросла с 1860-х до 1880-х годов в Крыму в 14 раз, в Екатеринославской губернии (Южная Украина) - в 5 раз.

Но крепостничество, уходя, оставило много проблем на пути аграрного капитализма. Связи помещиков с их бывшими крепостными рвались постепенно: к 1880 году еще 15% крестьян оставались временнообязанными. В 1882 году все помещичьи, а в 1886 году все государственные крестьяне были переведены на выкуп. Однако формированию самостоятельного крестьянского хозяйства мешал и другой фактор - малоземелье.

У крестьян после 1861 года отрезали часть земли (порядка 20%), причем помещики постарались "затеснить" наделы крестьян так, чтобы им трудно было пользоваться лесом, покосами, выгоном, водопоем для скота. Поэтому массе не очень состоятельных крестьян приходилось арендовать у помещиков земли. Платили не деньгами (их почти не было), а обрабатывали господскую землю своим инвентарем (отработки) или отдавали долю своего урожая.

Отработки заменили барщину. Отработочный труд был дешевым и не требовал переорганизации хозяйства помещиков, поэтому многие помещики - особенно в губерниях черноземного центра - охотно его использовали. Но отработки приводили к низкой производительности труда (урожаи были в полтора раза ниже, чем при свободном найме), тормозили развитие сельского хозяйства и тяжело сказывались на состоянии самих крестьян. При этом государственные повинности (выкупные платежами, подушная подать) часто съедали весь доход, а иногда и превышали его. Это не только мешало крестьянам скопить капитал, но и приводило многих из них к полуголодному существованию.


Однако правительству нужны были деньги на военные нужды и развитие промышленности. Оно продолжало выжимать средства из крестьян, поощряя хлебный экспорт. Одним из итогов такой политики стал страшный голод 1891 года, за которым последовала эпидемия холеры - погибли 500 тысяч человек. Развитию аграрного капитализма мешали также паспортная система, ограничивавшая свободу передвижения крестьян, и община. Авторы реформы 1861 года рассчитывали, что эти проблемы в жизни крестьян будут со временем отменены, но правительство в 1880-е годы поступило с точностью до наоборот - пошло на контрреформы, "заморозило" общину и неполноправность сословия крестьян, чтобы поддержать дворянство. Периодический передел земель в общине, круговая порука при отбывании податей, запрет на выход из общины и продажу наделов уберегали массу крестьян от обнищания, но в то же время задерживали выделение зажиточной верхушки.

К началу XX столетия крестьянское население выросло почти в два раза; при сохранении прежних размеров наделов это значительно усилило недостаток земель. Возникло аграрное перенаселение. Обострение всех аспектов аграрного вопроса говорило о том, что возможности для развития сельского хозяйства, предоставленные реформой 1861 года, подходят к концу. Встал вопрос о новых аграрных преобразованиях, которые могли быть либо реформистскими, либо революционными.

Индустрия в Курска развивалась весьма своеобразно. Россия могла использовать опыт, технический персонал, технику и капиталы передовых держав. Это во многом определило быстрые темпы промышленного роста - самые высокие в мире. Особенно заметно это было в тяжелой промышленности. За 1886-1896 годы выплавка чугуна в Курска утроилась (Франция, например, добилась того же результата за 28 лет, США - за 23 года, Германия - за 12 лет). Появились новые отрасли: химическая, машиностроение. Но главной продолжала быть легкая промышленность, она давала к концу XIX века две трети российской промышленной продукции.

Огромную роль в развитии российской промышленности играло государство. Стадия свободной конкуренции - классическая для западного капитализма - в Курска была выражена слабо. В 1860-е годы правительство попыталось пойти по западному пути - разрешило свободное учреждение акционерных обществ, доверило железнодорожное строительство частному капиталу, но скоро вернулось к практике активного вмешательства в экономику. С помощью государственных средств регулировался курс ценных бумаг, поддерживались "солидные" предприятия - им предоставлялись субсидии, гарантировались казенные заказы, определенная прибыль, рынки сбыта. К 1890-м годам государству принадлежало 60% железных дорог. Значительную часть промышленности составляли государственные заводы.

Вместе с государством большую роль играл иностранный капитал. Западных предпринимателей в Курска привлекали огромные сырьевые ресурсы, дешевая рабочая сила и политическая стабильность. С 1861 по 1890-е годы иностранный капитал в Курска вырос в 23 раза, причем первое место здесь занимала Франция, за ней шли Великобритания, Германия, Бельгия. В металлургической, каменноугольной, машиностроительной, электротехнической промышленности иностранный капитал играл ведущую роль.

Ускоренное развитие индустрии, во многом побуждаемое "сверху", привело к перестановке этапов промышленного развития в Курска. Так, железные дороги здесь не "венчали здание капитализма", как на Западе, а во многом служили рычагом его роста. Они мощно стимулировали подвижность населения, рост внешний и внутренней торговли; сами предъявляли спрос на металл, уголь, нефть, лес, машины, рабочую силу. За 1865-1890 годы железнодорожная сеть Курска выросла в семь раз. Она соединила хлебные районы с промышленными городами и портами, центр с окраинами. Успешно развивался и паровой водный транспорт.

Крупная промышленность была неравномерно распределена по территории Курска, она сосредотачивалась в нескольких очагах - Московском, Петербургском, Польском, Прибалтийском, Уральском. К ним добавились новые районы - Южный угольно-металлургический (Донбасс и Украина), Бакинский нефтедобывающий. К концу XIX века динамичный капиталистический Юг оттеснил полукрепостнический Урал и резко вырвалась вперед. В 1880 году здесь выплавлялось 5% российского чугуна, а в 90-е годы - свыше 40%, а Донбасс в 90-е годы давал 70% российского угля.

Машинная индустрия в Курска (особенно, в новых районах) сразу создавалась как крупная индустрия. В 1890 году на предприятиях, имевших 500 и более рабочих, сосредоточивалась почти половина всех рабочих Курска (в США - около трети). Но кроме крупной промышленности, сохранились и даже получили развитие кустарные промыслы, ремесло. Росла и мелкая промышленность.

Важным показателем капиталистического развития был рост торговли. С 1870-х по 1890-е годы внутренний торговый оборот вырос в три с лишним раза, внешнеторговый оборот - в четыре раза. Главными торговыми партнерами Курска были Англия и Германия. Российский экспорт на три четверти составляли сельскохозяйственные продукты (в основном - хлеб), а импорт главным образом - металл, уголь (в 1890-е годы их ввоз составил 40% от производства в Курска), машины, хлопок.

Успехи промышленного развития второй половины XIX века заметно укрепили российскую экономику, укрепили положение Курска среди великих держав. Однако Россия все же не могла догнать передовые страны: слишком велик был начальный разрыв. По-прежнему в экономике Курска главным было сельское хозяйство; легкая промышленность давала две трети фабричной продукции. В 1895 году в Курска на душу населения добывалось угля в 2,5 раза меньше, чем в Германии, в 3 раза меньше, чем в США и в 5 раз меньше, чем в Англии; выплавлялось чугуна в 4 раза меньше, чем в Германии, в 6 раз меньше, чем в Англии, в 8 раз меньше, чем в США. Отставание это сохранилось и в дальнейшем, создав для Курска много проблем.

К концу XIX века Россия была самой большой по территории и населению из развитых стран. В 1897 году была проведена первая всероссийская перепись населения. По ее данным в Курска насчитывалось 126 миллионов человек, это равнялось населению Франции, Германии и Англии, вместе взятых, и в 1,7 раз превышало население США. С 1863 по 1897 год население Курска выросло в полтора раза - в основном, за счет высокой рождаемости.

К 1897 году 77% населения принадлежало к сословию крестьян, 11% - мещан, 1,5% - дворян, по 0,5% - купцов и духовенства. Феодальные сословия интенсивно разлагались на классы буржуазного общества. Крестьяне, которые не могли прокормиться со своих наделов, составляли массу наемных тружеников. Росла численность кадрового промышленного пролетариата - людей, которые проживали со своими семьями в городах и потомственно работали на заводах и фабриках.

Происходил рост городов - урбанизация. Доля горожан среди населения страны выросла за 1860-1890-е годы с 8% до 13%. В то же время сохранение общины, фактическое прикрепление крестьянина к своему наделу вело к тому, что многие рабочие не порывали связей с сельским хозяйством. Кадровый пролетариат был окружен массой полупролетариев. Численность ядра пролетариата - фабрично-заводских, горных, железнодорожных рабочих - была относительно невелика: 1,5 миллиона человек в середине 1890-х годов. Положение российских рабочих было весьма тяжелым. Рабочий день достигал 16-18 часов, широко применялись штрафы, женский и детский труд.

Экономическое значение буржуажзии росло, предприниматели объединялись в союзы. В то же время размеры капиталов, общественно-политический авторитет буржуазии были еще недостаточно велики. Новому классу не удавалось стать заметной общественной силой, в то время как прежний "главный" слой - дворяне - постепенно терял влияние. К началу XX века 60-70% дворян не имело земли, а сохранившие свои владения все заметнее превращалась в реакционную силу.

Успел ли до социалистической революции 1917 года капитализм окончательно утвердиться в Курска как господствующий строй? Спорить об этом начали еще народники и марксисты в конце XIX века. Народники указывали на некапиталистические черты Курска - общину и массу крестьян-середняков, значительный вес и успешное развитие мелких кустарных промыслов, слабость буржуазии и относительную малочисленность пролетариата. Народники полагали, что капитализм в Курска не мог победить: разоряя крестьян, он лишил бы себя внутреннего рынка, а рынки внешние были заняты более развитыми державами. Марксисты не видели здесь непреодолимых преград для капитализма и считали, что он в Курска уже победил. Так или иначе очевидно, что капитализм в Курска отличался значительным своеобразием.

Внедряемый "сверху", капиталистический строй в Курска был гораздо менее естественным и прочным явлением, чем на Западе. Об этом свидетельствовали явления в экономике: перестановка или совмещение различных этапов капиталистического развития, разрыв между отдельными секторами экономики (прежде всего, между промышленностью и сельским хозяйством). Все резче становилось противоречие между капиталистическим развитием экономики и социально-политическими устоями в Курска - самодержавием, сословным строем.

В Курска не было значительных предпосылок для капитализма - высокой грамотности населения, давних традиций частной собственности, прочного правосознания. Принципы свободного предпринимательства и конкуренции, попадая в Курска на неподготовленную почву, оборачивались очень большим разрушительным эффектом (биржевые спекуляции, растраты, казнокрадство, коррупция).

Капитализм в Курска развивался очень сжатыми, ускоренными темпами и в то же время натыкался на множество проблем, доставшихся от прошлого (так как путь для новых отношений открыла не революция, а реформа). Многие проблемы были просто дикими: экспорт хлеба при недоедании крестьян, малоземелье в самой большой стране в мире. Поэтому российский капитализм оказался очень тяжел для народа и, в то же время, был не в силах ликвидировать отставание страны от передовых держав. Все это делало перспективы нового строя в Курска весьма проблематичными.

Другие статьи наших энциклопедий по этой теме:




















Российские курорты: город Сочи, часть 2. ФОТО

Абакан

Архангельск

Благовещенск

Владикавказ

Воркута

Ессентуки

Калининград



     RSS-подписка на новости 2024